Учебный словарь
дисциплины «Музейно-выставочная работа» Архитектурно-художественная
концепция экспозиции (генеральное решение) - основная художественная идея,
художественный образ, в который должна воплотиться научная концепция;
определяет пространственное построение экспозиции, основное цветовое решение,
ведущие экспонаты в залах. В результате работы художника создается ряд эскизов
или макет. Разрабатывается после научной концепции или одновременно с ней.
Подключение художника к работе уже на этапе становления экспозиционного замысла
может значительно обогатить цельный образ будущей экспозиции, подсказать
научному сотруднику неожиданные ходы, повороты не только в разработке
тематической структуры, но и в самой концепции экспозиции. Вещевые источники - тип музейных предметов.
Представляют собой рукотворные предметы утилитарного назначения. Виды В.и.
подразделяются по материалу изготовления (металл, дерево, стекло, ткани и т.д.)
и функциональному назначению (нумизматика, оружие, мебель и т.д.). Воспроизведение — предмет, созданный с целью
воспроизведения внешнего вида музейного предмета. Воспроизведение может
приобретать статус полноправного музейного предмета, если таковой недоступен.
Однако введение в экспозицию большого числа отвлекающих на себя внимание
воспроизведений должно осуществляться с большой осторожностью. Выставки — совокупность предметов, выставленных для
обозрения на определенный срок; временная экспозиция. Само слово "exposition"
в переводе означает "выставка". Изначально термины
"экспозиция" и "выставка" были равнозначны, и лишь
постепенно термин "экспозиция" стал означать относительно постоянное,
а выставка — временное. Зоны охраны памятников - территории с определенными
законом правилами использования, ограничивающими на них различную деятельность
с целью сохранения памятников истории и культуры. Включают в себя: охранную
зону, зону регулирования застройки, зону охраняемого ландшафта, зону
охраняемого культурного слоя, каждая из которых имеет свое назначение,
предусматривает специфические ограничения и допущения при использовании. Изобразительные источники - тип музейных предметов,
информация которых зафиксирована в предметах и видах изобразительного
искусства, киноискусства, фотодокументах, графических документах. Коллекция музейная - часть предметов основного фонда,
представляющая собой группу музейных предметов, сформированную по одному или
нескольким признакам (по типам источников, происхождению, функциональному
назначению и т.д.). Копия (от copie — множить) — предмет, создаваемый с
целью имитации или замены другого предмета, который является по отношению к
копии подлинником. Понятия К. используется в музейном деле в двух значениях.
Первое совпадает с принятым в искусствоведении и включает: повторение; реплику;
собственно к.; уменьшенную к.; фотографические и репродукционные копии
(факсимиле). Исходя из техники изготовления, к К. относятся также слепок,
гравюра, гальванопластика. Такие копии используются в экспозициях музеев, в
которых невозможно создать цельный, репрезентативный экспозиционный ряд без
включения копийных материалов. В некоторых небольших музеях с ограниченными
фондами копии занимают иногда большую часть экспозиционного пространства. Понятие К. используется в музейном деле как воспроизведение
музейного предмета, по возможности, точно передающее черты подлинника и
включает, наряду с вышеперечисленными техниками копирования, особые формы
воспроизведения — модели и макеты. Модели и макеты являются важной частью
экспозиций музеев исторического профиля, научно-технических музеев. Культурно-образовательная деятельность является
важным компонентом музейной коммуникации и одним из ведущих направлений
музейной работы, в котором реализуется образовательно-воспитательная функция
музея. Осуществляется в непосредственном контакте с музейной аудиторией в музее
и вне музея. Теоретическую основу культурно-образовательной деятельности
составляет музейная педагогика. Термин "культурно-образовательная
деятельность" получил распространение в отечественном музейном деле с
начала 1990-х; до этого использовались определения "культурно-просветительская
работа", "массовая политико-просветительная работа",
"научно-просветительная работа". Макет — объемное воспроизведение объекта, который,
как правило, не может быть помещен в музейную экспозицию по той или иной
причине (является действующим объектом, крупногабаритным объектом, утрачен и
т.п.). Макет выполняется в определенном масштабе и воспроизводит подлинник с
некоторой долей условности. Для военно-исторических музеев особенно характерны
макеты сражений. Мемориал - архитектурный ансамбль, воздвигаемый в
память об историческом событии, реже - о выдающейся личности, и включающий, как
правило, архитектуру, малые архитектурные формы, монументальную скульптуру,
живопись, садово-парковую архитектуру. Часто соединен с музейной экспозицией.
Как правило, мемориалы возводятся в памятном месте. Музеи-заповедники
- статус, присваиваемый музеям под открытым небом, обладающим особой ценностью.
Музеи-заповедники создаются на основе территорий, ансамблей, комплексов и
отдельных памятников истории, культуры, природы. В настоящее время понятие в
повседневной жизни широко применяется в качестве синонима музея под открытым
небом. Отдельные музеи-заповедники по формам деятельности и характеру
взаимодействия человека и среды приближаются к экомузеям. Музейный предмет - предмет, имеющий установленную
ценность (научную, историческую, художественную) и музейное значение, изъятый
из среды бытования, научно и технически обработанный и включенный в состав
музейного собрания. Музей-корабль - корабль, превращенный в объект
музейного показа и имеющий статус самостоятельного музея или входящий в состав
какого-либо музея. На музее-корабле, как правило, сохраняется или
восстанавливается техническое оборудование (в случае военного корабля - также
вооружение) и обстановка, дающая представление о жизни команды и пассажиров.
Экспозиция дополняется материалами по истории корабля, связанных с ним
личностей и т.п. На наиболее крупных кораблях-музеях разворачивается целый
комплекс исторических, естественнонаучных, научно-технических, художественных
экспозиций. Музей-памятник - тип музеев, создаваемый на основе
отдельных памятников истории и культуры. Как правило, возникают в результате
музеефикации единичных и комплексных памятников. Музеями-памятниками также
являются музеи, возникшие на основе архитектурных сооружений, воздвигнутых в
память исторических событий или лиц. Музей-панорама - музей, включающий в качестве
основного элемента панораму - круговое живописное произведение, совмещенное с
передним предметным планом. В основном, посвящены событиям военной истории. Научная концепция экспозиции - первый этап проектирования,
формулирующий тему и ведущую идею экспозиции, определяющая ее цели и методы
достижения этих целей. Концепция включает в себя анализ научной разработанности
заявленной темы и состава коллекций музея, из чего следует задание на создание
плана комплектования и научную разработку темы. Экспозиционер определяет
будущего посетителя - адресата экспозиции, формулирует основные принципы и
методы построения экспозиции. Обязательным является анализ помещения будущей
экспозиции, особенно если это - памятник архитектуры. В общем виде намечается
тематическая структура, определяющая последовательность экспозиционных тем и
маршрут, ведущие экспонаты и комплексы, диорамы, аудиовизуальные системы. В
результате формулируются требования к архитектурно-художественному решению и
экспозиционному оборудованию. Наконец, определяется место задуманной экспозиции
в системе экспозиций музея и среди экспозиций музеев аналогичного профиля. Метод экспонирования
– характер интерпретации экспонатов, соотношение в экспозиции содержания и
формы, взаимодействие научной и художественной составляющих проектирования,
порядок сотрудничества экспозиционера и художника. Научно-вспомогательные материалы используются для
раскрытия информационного потенциала музейных предметов, их изучения и
интерпретации: это карты, схемы, чертежи, диаграммы, таблицы и т.п. Новый тип
научно-вспомогательных материалов - материалы на электронных носителях. В
составе музейного собрания образуют фонд научно-вспомогательных материалов, в
который включаются также воспроизведения музейных предметов. В экспозиции
выступают в качестве экспонатов; особенно широко используются при создании
тематических экспозиций. Научно-исследовательская деятельность - одно из
основных направлений музейной деятельности, важнейшая составляющая музейной
работы. Результаты научных исследований музея определяют уровень его
научно-фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности. Нематериальное наследие — совокупность основанных на
традиции форм культурной деятельности человеческого сообщества, формирующих у
его членов чувство самобытности и преемственности. Наряду с термином
"нематериальное" ("non-material") в зарубежной
музеологической литературе часто употребляется термин "неосязаемое"
("intangible"), подчеркивающий, что речь идет об объектах, не
овеществленных в предметной форме. Памятники природы - движимые и недвижимые объекты
природы, имеющие научно-познавательное и воспитательное значение. Памятники истории и культуры - движимые и недвижимые
материальные объекты, имеющие научную, историческую, художественную ценность.
Подразделяются на 4 основные группы: памятники истории, памятники археологии,
памятники градостроительства и архитектуры, памятники искусства. Памятное место - территория, связанная с историческими
событиями, именами выдающихся деятелей или же место, на котором находился
утраченный памятник истории и культуры. Охраняются в качестве памятников
истории. Нередко памятные места отмечаются мемориальными досками. Письменные источники - тип музейных предметов,
информация которых зафиксирована посредством письменных знаков. П.и.
подразделяются по содержанию, происхождению, способу воспроизведения, а также
по типам и видам. В музее классифицируются по формальному признаку: рукописи,
книги, бланки, газеты и т.д. Подделка — фальсификация, предмет, имитирующий вид и
свойства памятника истории и культуры или произведения искусства определённой
эпохи, школы, мастера и сознательно выдаваемый автором или другим лицом за
подлинник; процесс фабрикации подобного предмета. Раритет - предмет, ценность которого определяется в
первую очередь его редкостью. В современном музееведении термин
"раритет" употребляется главным образом для обозначения предметов,
существующих только в нескольких экземплярах (например, первопечатные книги). В
отличие от типового предмета, существующего в единственном числе - уникума. Реликвия - особо чтимый мемориальный предмет,
связанный, как правило, с событиями или персонами, сыгравшими особо важную роль
в истории народа, государства, религии. Хранящиеся в российских
военно-исторических музеях реликвии являются памятниками ратной славы России,
предметами, связанными как с именами великих полководцев, так и личностями
простых, часто безвестных воинов, если эти предметы олицетворяют собой героизм,
особое мужество и стойкость духа русского народа. Реставрация (от лат. restauratio — восстановление) —
комплекс мероприятий, направленный на сохранение историко-культурного или
природного объекта или произведения искусства, выявление его художественной,
научной или историко-культурной ценности. Собрание музейное - совокупность музейных предметов
основного фонда, а также материалов научно-вспомогательного, библиотечного,
архивного фондов, научно сформированная и обработанная. Техническое и рабочее
проектирование (технорабочее проектирование) экспозиции - разработка
художником совместно с конструкторами, инженерами и экспозиционерами музея
комплекса документации, необходимой для изготовления и сборки экспозиционного
оборудования, научно-вспомогательных материалов, осветительной аппаратуры и
технических средств. Фонды музея - часть музейного собрания,
представляющая собой совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных
материалов. Экспозиционный прием - способ группировки
экспозиционных материалов. Экспозиционный комплекс - основная структурная единица
большинства экспозиций, объединяет составляющие зрительное и смысловое единство
экспозиционные материалы - экспонаты, научно-вспомогательные материалы, тексты
- в соответствии с концепцией экспозиции. Экспозиция - слово экспозиция происходит от латинского
"expositio" — выставлять и означает в широком смысле любую
совокупность предметов, специально выставленных для обозрения. Наиболее раннее
определение музейной экспозиции — часть музейного собрания, выставленная для
обозрения. Современное музееведение под музейной экспозицией понимает целостную
предметно-пространственную систему, в которой музейные предметы и другие
экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным)
замыслом. Музейная экспозиция — основная форма музейной коммуникации. Музейные
экспозиции принято подразделять на постоянные (стационарные) и временные;
временные экспозиции называются выставки. Экспозиционная работа
- одно из направлений музейной деятельности, основное содержание которого
заключается в проектировании экспозиции, монтаже и демонтаже экспозиций,
проведении реэкспозиции, наблюдении за состоянием экспозиции, ведении текущей
экспозиционной документации. Экспонат - предмет, выставленный для обозрения. К
экспонатам относятся помещенные на экспозицию музейные предметы,
воспроизведения, научно-вспомогательные материалы. Уникум - единственный в своем роде предмет,
своеобразный и неповторимый, отличающийся особой художественной, научной,
исторической ценностью. Разновидность уникума составляет особо ценимые
мемориальные предметы и реликвии. Уникумом может именоваться предмет,
отражающий типичное явление, но сохранившийся в единственном числе (или один из
немногих сохранившихся).