АНОК Музей будущего

МУЗЕИ. МАРКЕТИНГ. МЕНЕДЖМЕНТ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Составитель В.Ю.Дукельский
Редакционная коллегия: В.Дукельский, С.Кози, Н.Никишин, С.Фокс

М., 2001

http://www.future.museum.ru/lmp/image/p.gifПособие является одним из первых в стране изданий, целиком посвященных проблемам менеджмента и маркетинга в музейной сфере. Оно соединяет в себе черты научного исследования и практического руководства по налаживанию жизни музеев в новых экономических условиях.

Пособие является плодом международного сотрудничества, и содержащиеся в нем статьи отражают опыт адаптации музеев к рынку, накопленный в Великобритании, России и Нидерландах.

В ряде статей подробно разбирается процедура осуществления маркетинговых исследований, даются рекомендации по внедрению в музейную практику новых управленческих и коммуникационных технологий.
 
Издание адресовано работникам российских музеев, музееведам, студентам и преподавателям профильных учебных заведений, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами развития культуры в эпоху постиндустриального общества.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сузен Кози. Партнерство во имя развития

1. ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Чарльз Лэндри. Лицом к будущему

Марк Сагит. Музеи как агенты возрождения городов

Татьяна Абанкина. Социальный маркетинг в "цивилизации досуга"

Селина Фокс. Музейные коллекции и рынок

Николай Никитин, Галина Доронина. Практика проектирования. Образы города в музейном отражении

2. МЕНЕДЖМЕНТ

Роджер Майлз. Планирование - основной инструмент менеджмента

Герман Артс. Сильные и слабые стороны музеев

Марк Сагит. Приобрести друзей и завоевать влияние

Владимир Дукельский. Музеи в мире культурных проектов

Герман Артс. Музей как единая команда

Лев Востряков. Практика менеджмента. Директора музеев в новом тысячелетии

3. МАРКЕТИНГ

Сью Раньярд. Маркетинг как взаимодействие с аудиторией

Роджер Майлз. Наш посетитель: кто он и каковы его потребности

Сью Раньярд, Роджер Майлз. Как музей должен заботиться о посетителе

Борис Пономарев, Мария Гардамшина. Практика маркетинга. "Глубоко инсталлированное Дерево"

4. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

Сью Раньярд. Коммерческая деятельность музеев

Сью Раньярд. Музейный магазин

Елена Потемина. Музейное кафе. Из опыта Государственного музея А.С.Пушкина

Людмила Симакова. Практика проектирования. "Артиль", которая объединяет

Владимир Миткевич. Творческие методы терапии детей

Валентина Терентьева. Сибирский экомузей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Владимир Дукельский. От музейного учреждения к музейной фирме

ПРИМЕЧАНИЯ

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

SUMMARY

Скачать текст сборника в формате PDF (размер файла - 1,79 Mб).

                

М.Ю.ЮХНЕВИЧ. Я ПОВЕДУ ТЕБЯ В МУЗЕЙ:
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

М., 2001

Автор пособия приглашает своего читателя в музей. Но это будет не совсем обычное путешествие. Читателю предстоит познакомиться с отечественными музейно-педагогическими традициями, которые складывались в далеком прошлом и продолжают развиваться в настоящем. Перелистывая страницы книги, он станет участником дискуссии о музейной педагогике, значительно расширит представление обэкскурсионном движении в России и сущностиэкскурсионного метода, сможет проследить динамику изменения музейной аудитории, узнает, как проблемы взаимодействия музея и школы решаются в нашей стране и за рубежом, наконец, почерпнет сведения об особом типеобразовательных музеев - вузовских и школьных, педагогических, детских.

Книга насыщена именами. Особое внимание уделяется деятелям прошлого, заложившим основы отечественного музейного просветительства. Многие из них были незаслуженно забыты.
 
Главным адресатом пособия являются молодые "музейщики". Всем им предстоит встреча с теми, кого они поведут по музейным залам, для кого будут создавать экспозиции, писать путеводители или придумывать исторические игры. Подготовиться к этой встрече поможет данная книга. Как и любой специалист, музейный педагог не должен начинать "с нуля" и тем более считать, что до него ничего не было. Знание об опыте предшественников и коллег, благодарная память - основа овладения профессией и одновременно импульс для поиска собственных решений.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава первая, вводная. МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ФОРМИРУЮЩАЯСЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Экскурс в музейную педагогику Германии

Трактовка понятия "музейная педагогика" в России

Направления исследований в сфере музейной педагогики

Музейно-педагогические центры

Глава вторая. КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ

1. Основные этапы культурно-образовательной деятельности отечественных музеев

Просветительная модель 1870-1890-е гг. - середина 1920-х гг.

Утверждение политизированной модели 1920-1950-е гг.

Информативная модель 1960-е - середина 1980-х гг.

Коммуникативная модель конец 1980-х - 2000 г.

2. Экскурсионное движение в России 1880-1920-х гг.

Становление и развитие экскурсионного дела

Экскурсионисты прошлого о сущности экскурсионного метода

3. Экскурсия как форма культурно-образовательной деятельности музея

Из истории зарождения музейной экскурсии

Специфика музейной экскурсии

Мастерство экскурсовода

Классификация экскурсий

Подготовка и проведение экскурсии

4. Другие базовые формы культурно-образовательной деятельности

Основные характеристики базовых форм

Дополнительные характеристики базовых форм

5. Музейная аудитория и ее изучение

Параметры для описания аудитории

Динамика аудитории

Исследования музейной аудитории в России

Изучение музейной аудитории за рубежом

Глава третья. МУЗЕЙ И ШКОЛА

1. Проблемы взаимодействия музея и школы

Особенности взаимодействия на разных исторических этапах

Перспективные модели сотрудничества

Как проблема "музей и школа" решается за рубежом

2. Работа музеев с учащимися

Дошкольники и младшие школьники

Учащиеся средних и старших классов

Студенты

Глава четвертая. МУЗЕИ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Музеи учебных заведений

Вузовские музеи

Школьные музеи

2. Педагогические музеи

Педагогические музеи в период возникновения и расцвета

Эволюция педагогических музеев

Музеи истории образования

3. Детские музеи

Первые детские музеи России

Современные детские музеи

Международный контекст

БИБЛИОГРАФИЯ

Скачать текст учебника в формате PDF (размер файла - 1,31 Мб).

 

МУЗЕЙ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Составитель и научный редактор - Н.А.Никишин

М., 1999

Издание посвящено проблемам освоения новых технологий музейной деятельности. Технологии, рассматриваемые авторами, охватывают использование в музеях новейших технических средств, но не ограничиваются этим. Сборник содержит материалы, раскрывающие перспективные способы и приемы организационного и ресурсного обеспечения музейной работы в новых социальных и экономических условиях. Сборник адресован руководителям и работникам музеев, музеологам, преподавателям и студентам профильных учебных заведений.

 Раздел I. НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

С.Э.Зуев. Новые социальные технологии в сфере культуры (культурологические основания профессиограммы современного менеджера)
Автор рассматривает профессиональные характеристики руководителей культурных учреждений и проектов. Основной акцент сделан на исследовании перспектив европейской культурной интеграции и тех требований, которые это накладывает на организацию культурной работы. Проанализирован ряд аспектов технологии культурного менеджмента середины 90-х годов.

О.Э.ДарштПаблик рилейшнз в музее: техника успеха.
Статья посвящена новому направлению в деятельности музеев - развитию связей с общественностью (Паблик Рилейшнз). Освещены основные моменты истории становления Паблик Рилейшнз. Приводятся практические рекомендации по вопросам проведения рекламно-имиджевых компаний и применения музеями современных методов культурного маркетинга.

М.Б.Гнедовский"Фабрика звезд" (о пользе и значении музейных конкурсов)
В статье рассматриваются музейные конкурсы, ставшие в последние годы важным элементом инфраструктуры музейного дела в России. На примере Конкурса на лучший европейский музей года, Красноярских Музейных Биеннале и конкурсов музейных проектов Института "Открытое Общество" показано, каким образом конкурсы позволяют выявлять лидеров, поддерживать инновации, отслеживать современные тенденции развития музейного дела.

Т.П.Поляков. В поисках "живого музея". Сценарная концепция системы экспозиций "Музея города Кранца".
Статья, подготовленная на материалах конкретного музейного проекта, посвящена, выработке новых подходов к формированию модели "живого музея". Развивается идея создания в музейном пространстве экспозиционно-художественной среды, органично включающей в себя, наряду с экспозицией, построенной на основе образно-сюжетного метода, также и элементы торгово-рекреационной инфраструктуры.

Н.Н.Павлова. Источники финансирования современных музеев и немного о фандрэйзинге
Статья содержит обзор комплекса материалов ведущих органов англоязычной музееведческой периодики с начала 1970-х гг. до наших дней. На этой основе рассматриваются проблемы многоканального финансирования современных музеев. Особое внимание уделено ныне существующим тенденциям музейного бизнес спонсорства. Формулируются практические рекомендации по осуществлению стратегию музейного фандрэйзинга.

А.В.ЛебедевМузейные представительства в Интернет. Российский и зарубежный опыт
На протяжении столетий общественная значимость музея определялась качеством его экспозиции, с 1970-х годов не менее важным показателем стал уровень проводимых им акций, мероприятий и программ. В последние два-три года все более существенным фактором становится лицо музея, обращенное в открытое информационное пространство. В статье анализируется опыт создания музейных сайтов в России и за рубежом. Автор рассматривает сходства и различия между представительствами реально существующих музеев и виртуальными музеями, определяет цели и задачи поисковых музейных серверов.

Раздел II. НОВЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

К.А.НаседкинКомпьютеризация российских музеев: от простого к сложному.
В статье обобщен опыт музейной компьютеризации в российских музеях. Автор рассказывает о возможных сложностях в данной сфере и путях их преодоления. Рассмотрены основные направления развития музейной компьютеризации, этапы ее организации в музейных условиях, даны рекомендации по оптимизации этого процесса. В статье содержится прогноз развития музейных технологий, основанных на использовании компьютерной техники.

Е.Л.Кощеева, Ю.М.Лошак, М.Я.Тумин. Система комплексной автоматизации музеев КАМИС
В статье приведено описание музейной автоматизированной системы КАМИС, которая представляет собой интегрированный многокомпьютерный комплекс, включающий подсистемы "Музейный учет" и "Картотеки фондов". Система обеспечивает решение широкого спектра учетных и научно-хранительских задач: Статья знакомит с перспективами развития КАМИС. Авторы делятся опытом внедрения системы в 24 музеях России.

А.В.ЛебедевТехнология мультимедиа: возможности и реалии 
В статье дается обзор российских электронных изданий по изобразительному искусству и архитектуре, выпущенных в 1994-1997 гг. (прилагается таблица, включающая около 60 электронных изданий - практически все, что издано по данной тематике на начало 1998 года). Автор анализирует достоинства и недостатки существующих ЭИ, намечает перспективные направления развития музейного мультимедиа.

Н.А.Никишин. Музей в глобальных сетях электронных телекоммуникаций
Статья представляет собой одну из первых попыток исследования новых тенденций, которые влечет за собой эволюция электронных телекоммуникаций для развития отечественного музейного дела. Автор показывает, что сетевые технологии открывают новые, хотя и не безграничные, возможности для решения многих актуальных проблем музейного дела.

Н.Л.СеливановСубъективный взгляд на музей из виртуальной реальности
На основе опыта по созданию виртуальных музеев автор предлагает концепцию переосмысления института музея. В центре концепции - коммуникационный потенциал музейных проектов, целостность культурно-исторической репрезентации музейных объектов. Для постановки проблем автор привлекает инструментарий психоаналитической теории, филологический и лингвистический подходы, а также свои учебно-методические материалы по теории виртуальной реальности.

Скачать текст сборника в формате PDF (размер файла - 1,47 Mб).

 

МУЗЕЙ И ЛИЧНОСТЬ

Ответственный редактор А.В.Лебедев
Составитель М.Ю.Юхневич

М., 2007

Издание посвящено проблемам взаимоотношений музея и человека (под человеком в данном случае понимается не только посетитель, но также музейный работник и член местного сообщества). Статьи сборника затрагивают как теоретические аспекты проблемы, так и технологии музейной работы в новых социальных и экономических условиях. Помимо научных статей в издании представлены отрывки из литературных произведений и дневниковых записей, связанных с музейной тематикой.

ПРЕДИСЛОВИЕ

СТАТЬИ

Раздел 1. Человек и музей

В. Дукельский. Пространство публичного одиночества

А. Долгин. Капитализация сакрального

Г. Вдовин. Усадебный миф и усадебный посетитель (на примере Музея-усадьбы Останкино)

Раздел 2. Человек в музее

М. Юхневич. Посетитель глазами музея

С. Минина. Музей глазами посетителя

В. Дукельский. Музейный социум

Раздел 3. Музей для человека

А. Лебедев. Музей для своих

Е. Галкина. "Забытый" посетитель

Н. Павлова. Музей "for fun"?

А. Лебедев. Исчезающе малые глубины (две заметки к проблеме "Музей и местное сообщество")

Об авторах

МУЗЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Раздел 1. Первые музеи – первые впечатления (И.В.Гёте, У.Хаттон)
Раздел 2. Мой музей (Н.Макиавелли, З.Ленц, Г.Успенский, Э.М.Ремарк)
Раздел 3. Музей для двоих (В.Набоков, Л.Зорин)
Раздел 4. Не люблю, не понимаю… (П.Валери, М.Цветаева, В.Набоков, Джером К. Джером, У.Эко, З.Ленц, И.Ильф и Е.Петров, В.Пелевин)
Раздел 5. Экскурсовод и экскурсант смотрят друг на друга (С.Довлатов, Н.Толстая, Д.Самойлов)

Скачать текст сборника в формате PDF (размер файла - 536 Кб).


МУЗЕЙНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Ответственный редактор А.А.Щербакова
Составитель А.В.Лебедев

М., 2009

В последние годы слово "проектирование" стало одним из самых модных и из-за этого несколько девальвировалось. "Проектом" сегодня могут назвать все что угодно – от телепередачи до плановой выставки. В этой книге речь идет о проектировании в его более традиционном и, главное, инструментальном смысле. Под проектированием здесь понимается особая технология менеджмента: управление инновациями.

Инновации – это всегда риски. Даже самый яркий и продуманный проект имеет лишь шансы на успех. Как эти шансы повысить? Этот вопрос и стал центральным при подготовке настоящего издания, имеющего вполне практические цели.

Существует распространенное заблуждение, бытующее на всех уровнях – от чиновников высокого ранга до рядовых граждан: если возникает потребность в создании нового музея или музеефикации здания, то это дело следует поручить музейным работникам. В результате музейщики попадают в сложную ситуацию: ведь близость профессий музейного работника и музейного проектировщика мнима. Они соотносятся друг с другом приблизительно так же, как профессии моряка и кораблестроителя. Кроме того, проектирование, как и спорт, требует постоянного поддержания формы, насмотренности, натренированности глаза на лучшие образцы, знания современных зарубежных практик.

В этой связи встает ряд не праздных вопросов:

  • Где и как можно научиться музейному проектированию?
  • В каких случаях стоит разрабатывать проект своими силами, а в каких - прибегнуть к услугам специализированных организаций?
  • Как измерить результаты проектной деятельности?
  • Всякий ли реализованный проект следует считать успешным?

Ответы на эти и другие актуальные вопросы вы найдете в новом издании Лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии. Статьи сборника посвящены теоретическим аспектам проблемы, технологиям проектирования и анализу конкретных реализованных в последние годы музейных проектов.

Содержание

От авторов

Теория

А.В.Лебедев. O природе музейного проектирования

А.А.Артамонов. Музей и социокультурные проекты

В.Ю.Дукельский. Проектирование музейной экспозиции

Технологии

А.В.Лебедев. Виртуализация музея или новая предметность?

А.А.Артамонов. Проектный семинар: технология или искусство?

Н.Г.Копелянская. Музейные конкурсы: от фабрики "звезд" к эре "звездных войн"

Практики

В.Ю.Дукельский. Проектирование корпоративных музеев

Н.Г.Никитина. Единство ландшафта, эскиза и действия

М.Ю.Юхневич. Экологический проект «помой-ка!»: почему, как, с каким результатом

История

М.А.Хрусталева. Из истории проектирования музейных зданий

А.А.Щербакова. Из истории музейного проектирования в России

Об авторах

Скачать текст сборника в формате PDF (размер файла - 2,44 Мб).

 

МУЗЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: МОДЕЛИ, ТЕХНОЛОГИИ, ПРАКТИКИ

Ответственный редактор В.Ю. Дукельский

М., 2010

Почти двадцать лет прошло со времени выхода в свет сборника "Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности" (М. 1989). За истекшие годы сменился государственный строй, экономика стала рыночной, в быт вошли персональные компьютеры и интернет, появились музейные сайты и электронные экспозиции, привычной стала практика реализации музеями культурных проектов. Значительно меньше изменился круг проблем, связанных с желанием или нежеланием музеев простроить систему отношений с внешним миром.

Все, казалось бы, располагает к тому, чтобы музеи заняли ведущее место в современных коммуникационных процессах. Предметная среда музеев с ее особой атмосферой является одновременно пространством, условием и поводом для коммуникации. Здесь есть время задуматься, здесь есть о чем поговорить, здесь легче и лучше общаться. Между тем коммуникационная неустроенность музейной экспозиции уже сегодня становится серьезным тормозом для ее восприятия.

Музей отстает, тогда как в окружающем мире все просто пронизано коммуникациями: интернет, электронная почта, SMS-сообщения и т.д. Современный человек, если и что-то воспринимает в одиночку, то желает немедленно поделиться увиденным и услышанным. А в музее от него требуют выключить мобильник и говорить шепотом, хотя, на самом деле, памятники, произведения искусства, выставки и экспозиции нужны в значительной степени именно для того, чтобы о них говорить.

Содержание настоящего сборника определяется тем, что сегодня позиция музеев и музееведения стала более практичной в хорошем смысле слова. На смену "философствующему музееведению" прежних лет пришли конкретные практики и технологии. Именно они востребованы отраслью, и музеи, особенно в регионах, буквально задыхаются от недостатка деловой информации.
 
Сборник призван заполнить возникший вакуум и дать музеям в руки инструмент для совершенствования их деятельности. Он предназначен для широкого круга практиков сферы культуры как музейщиков, так и управленцев, менеджеров различного уровня, социальных технологов и др. Сборник состоит из трех разделов, соответствующих направленности статей: "Модели", "Технологии", "Практики". Вместе с тем, у сборника есть и еще одна содержательная рамка: внешняя и внутренняя коммуникация. Поэтому в одних статьях акцент делается на отношениях музея с широким кругом партнеров и конкурентов, а в других описываются коммуникационные процессы, проходящие в стенах музея.

Содержание

Введение

I. Модели

Зотова Э. Технологии информационного менеджмента партнерских организаций в сфере культуры

Трофимова А. Бренд-культура как технология повышения конкурентоспособности музея

Федянина Н. Ресурсные центры в системе региональной культурной коммуникации

II. Технологии

Дукельский В. Музей в системе коммуникаций территориального образования

Лебедев А. Лейденские диалоги

Павлова Н. Новые смыслы музейной коммуникации: от бытия знания к со-бытию постижения

Копелянская Н. Музей как социальный модератор или зачем музею нужна общественная дискуссия

III. Практики

Юхневич М. Главный игрок на поле музейной коммуникации

Галкина Е. Каким я хочу видеть школьный музей

Гнедовский В. Капитализируя Гений Места и Дух Времени

Никитина Н. Воскресенск и усадьба Кривякино — вместе на день или навсегда?

Об авторах

 Скачать текст сборника в формате PDF (размер файла - 1,5 Мб).


А также

Музейная экспозиция / На пути к музею XXI века / Сост. и науч. ред. М.Т.Майстровская. 

Авт. статей М.Б.Гнедовский, В.Ю.Дукельский, Н.А.Никишин, М.Т.Майстровская, Т.П.Поляков и др. М., 1997

Музей и новые технологии / На пути к музею XXI века / Сост. и науч. ред. Н.А.Никишин. Авт. статей М.Б.Гнедовский, 

А.В.Лебедев, Н.А.Никишин, Н.Н.Павлова, Т.П.Поляков и др. М., 1999

Музей будущего: информационный менеджмент / Сост. А.В.Лебедев. Науч. ред. А.В.Лебедев, Е.Л.Иванова, Е.А.Лебедева. 

Авт. статей В.Ю.Дукельский, А.Б.Лагутин, А.В.Лебедев, Н.А.Никишин и др. М., 2001

Музей и коммуникация: Концепция развития Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В.Алабина 
/ Отв. ред. Н.А.Никишин и В.Н.Сорокин. Авт. Н.А.Никишин (руководитель), Е.Л.Галкина, М.Б.Гнедовский, В.Ю.Дукельский, Н.Н.Павлова и др. Самара, 1998

Культура возвращается домой // Культура на границах. М., 2004

Культурный герой на распутье // 60 параллель, 2006, N 1 (20)

Чем больше музей делится информацией, тем он богаче. [Интервью] // Русский журнал, 2006, 18 мая


 

ПОДЕЛИТЬСЯ
Туры по Уралу
ИГРЫ
Новые маршруты!
Форма входа